Рекомендации учителям по использованию здоровьесберегающих технологий
Быть здоровым – это естественное желание человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы должны «создать» воспитать, начиная с самого раннего детства. Причем здоровье детей мы должны рассматривать с разных сторон:
1.в физическом плане (ребенок умеет преодолевать усталость, действует в оптимальном режиме);
2. в интеллектуальном плане (проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение);
3. В нравственном плане (честен, эмпатичен, самокритичен);
4. в социальном плане (коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить);
5.в эмоциональном плане (уравновешен, способен удивляться и восхищаться).
Одной из причин роста численности заболеваний является тот факт, что дети, поступающие в 1 класс, имеют ряд серьезных хронических заболеваний; другая причина – в школе недостаточно условий для коррекции и сохранения здоровья. Опыт нашей начальной школы, работающей над проблемой сохранения здоровья, показывает, что общеобразовательное учреждение при привлечении всех заинтересованных лиц (медики, психологи, социальные педагоги, родители, учителя, дети) может создать условия, которые частично обеспечат сохранения здоровья нашим детям.
Сегодня современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и здоровьесберегающие. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям. Исходя из вышесказанного цель моей работы: создание условий благоприятствующих формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты; воспитание культуры здоровья, воспитывать правильное понимание истинных человеческих ценностей. Задачи: Создание благоприятного нравственно-психологического климата в классе; развитие способности к самостоятельности; формирование и поддержка творческой активности учащихся; организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей как модели, в ходе которой осуществляется развитие и воспитание учащихся.
Какие приемы я использую в своей работе для создания здоровьесберегающей среды на уроке?
На уроках у нас присутствуют валеологические паузы, комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой, минутки психологической разгрузки, релаксации. Под воздействием релаксации появляется приятное ощущение истомы, легкости.
Напряжение улетело…
И расслаблено все тело,
И расслаблено все тело…
Будто мы лежим на травке…
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляется…
Нам понятно, что такое
Состояние покоя!
«Подари тепло другу»
Ученики за партами поворачиваются лицом друг другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Учитель говорит: «Дети, посмотрите так ласково в глаза друг дружке, чтобы ваши ладошки потеплели…Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше…»
Освоить технику релаксации помогают такие приемы:1) метод подражания; 2) метод удобного положения; 3)метод смены напряжения и расслабления мышц; 4)дыхание; 5)словесный метод.
Эти приемы можно применять раздельно либо в комплексе, в зависимости от индивидуальных особенностей, что способствует быстрому освоению техники релаксации мышц.
1.Метод подражания – «поза дремлющего кучера». Продолжительность позы определяется общим состояние организма. Упражнение сопровождается словесным самовнушением: «Я отдохнул, я спокоен».
2.Метод удобного положения. Выбор положения тела зависит от привычки удобной позе. Дыхание неглубокое и гармоничное. Мысленно произносим «а-о-ум». Выдох через рот, как бы «спиралью» с ног до головы. При этом глаза закрыты.
3.Дыхание.
Можно урок начать с успокаивающего дыхания, а во время контрольной или самостоятельной работы использую мобилизующее дыхание. Успокаивающее дыхание:
вдох - выдох - пауза
4с - 4с - 2с
4с - 5с - 2с
4с - 6с - 2с
Мобилизующее дыхание:
Вдох - пауза - выдох
4с - 2с - 4с
5с - 2с - 4с
6с - 2с - 4с
Упражнения для дифференциации носового и ротового вдоха и выдоха:
1. Вдох носом, выдох носом.
2. Вдох ртом, выдох ртом.
3. Вдох носом, выдох ртом.
Упражнения на изменение силы голоса:
Обыгрывание стихотворений:
1.Са-са-са, летит оса (говорить тихо, медленно, спокойно, имитируя пальчиками рук и трепет крыльев).
Сы-сы-сы боюсь осы (говорить громче, чуть быстрее, испуганно, плаксивым тоном).
Су-су-су не тронь осу! (говорить быстрее, громче, строго грозя пальчиком).
2.Бежал ручей по камешкам (средний темп речи)
Бежал, бежал, бежал. (быстрый темп речи)
Потом в глубокой лужице, (средний темп речи)
Лежал, лежал, лежал (медленный темп речи).
«Лесенка» гласных: припевание различных гласных звуков с повышением и понижением силы голоса (при этом ребенок дирижирует себе рукой).
Проговаривание речевого материала (шепотом, тихо, нормальным голосом, громко): слоги, слова, предложения с определенными гласными звуками, акцентируя на них внимание (например: Оля охала, Элла пела…).
Инсценировка русских народных сказок «Теремок», «Три медведя», «Колобок» и имитацией голосов животных.
Упражнения для языка
Статические упражнения
1.«Лопатка» (широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу; следить за тем, чтобы язык не дрожал; держать 10-15 сек).
2.«Чашечка» (рот широко раскрыть; широкий язык поднять к верху; потянуться к верхним зубам, не касаясь их, удержать язык в таком положении 10-15 сек).
3.«Иголочка» (рот открыть; узкий язык высунуть далеко вперед; удержать его 15 сек).
4.«Трубочка» (высунуть язык; боковые края языка загнуть вверх, подуть в получившуюся трубочку; выполнять в медленном темпе 10-15 раз).
Динамические упражнения
1.«Часики» (высунуть узкий язык; тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому; двигать языком медленно под счет взрослого, выполнять 15-20 раз).
2. «Лошадка» (присосать язык к небу, сильно щелкнуть языком, потягивая подъязычную связку; выполнить 10-15 раз).
3.«Вкусное варенье» (высунуть широкий язык; облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта; выполнить 15 раз).
4.«Змейка» (рот широко открыть; язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким; узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта; выполнять медленно 15 раз).
Пение полезно для здоровья (особенно если проблемы с легкими или частые бронхиты). Я люблю петь, и мои дети много поют, наверно поэтому в классе редко болеют бронхитом. Во время урока я иногда использую музыкальные паузы. Именно через музыку, песню в центральной нервной системе происходит управляемое нейро-эмоциональное переключение. Музыка стимулирует интеллектуальную деятельность, поддерживает вдохновение, расслабляет и успокаивает, дарит чувство покоя, возвышает. Также не забываю о том, что дети должны двигаться для снятия напряжения с плечевого пояса, с позвоночника – то есть не забываю о подвижных физминутках. Самую большую физминутку провожу на 20 минуте урока, так как на этой минуте наступает фаза компенсированного (преодолеваемого) утомления.
Для профилактики близорукости я использую упражнения для глазодвигательных мышц:
- плотно закрыть и широко открыть глаза (повторить 5-6 раз)
- посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы;
- вращать глазами по кругу по часовой стрелке и обратно.
Упражнения, снимающие утомление глаз:
- сидя крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть на 3-5секунд. Повторить 6-8 раз (упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровоснабжения век и расслаблению мышц глаза);
- сидя быстро моргать в течение 1-2 секунд (способствует улучшению кровоснабжения);
- сидя, закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальцев в течение минуты (способствует расслаблению мышц, улучшает кровоснабжение);
- стоя глазами рисовать радугу, круг в одну сторону и в другую;
- пробежаться глазами по фигурам. (треугольник, круг, зигзаги). Для учащихся младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для кистей пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что тренировка движения пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Представляю основные из них, которые использую на уроках.
1. Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
, Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик Я,
Вот и вся моя семья!
2.Пальцы делают зарядку, 3. Наши пальчики согнем
Чтобы меньше уставать. И другой рукой возьмем.
А потом они в тетрадке Раз, два, три, четыре, пять-
Будут буковки писать. Будем сверху нажимать.
4.Чтобы нам добыть огонь, 5. Идет по парте человек,
Трем ладонью о ладонь. Переставляет ножки.
Вдруг ладошка заискрится, А если ножки смотрят вверх,
И бумажка загорится. Что получилось? Рожки!
6.Наши пальчики сцепились 7. « Я сильней наверняка!»-
И тянулись, и крутились. Молвит правая рука.
Каждый хочет победить « Почему же? Вот и нет!»-
И награду получить. Спорит левая рука.
В 1-2 классах я использовала тренажеры для пальцев рук (мешочки, заполненные горохом, гречкой, рисом). При их использовании происходит развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, следовательно, ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям.
Один из методических приемов: вставки о здоровье на уроках.
Учитель предлагает детям правильно списать с доски, написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами и продолжат список.
Подводя итог этой части, учитель может сделать следующий вывод:
- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые ласковые. Такими становятся и люди, которые их произносят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу «Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем: - Я хочу быть здоровым.
- Я могу быть здоровым.
- Я буду здоровым.
Математика
Математический разбор пословицы (сложение и вычитание).
Учитель приводит как условие задачи русскую народную пословицу : «Вставай в 5, завтракай 9, обедай в 5, завтракай в 9, обедай в 5, ложись в 9 проживешь 99».
Вопрос 1. Через сколько часов после подъема рекомендуется завтракать?
Вопрос 2. За сколько часов до сна пословица рекомендует ужинать?
Вопрос 3. Сколько часов составляет нормальная продолжительность сна?
Учитель напоминает детям, что продолжительность сна в возрасте до 10 лет должна быть 10 часов, т.е. ложиться надо в 9, а вставать можно с 5 до 7. Если выспался не надо залеживаться в постели.
Данная вставка в урок напоминает о нормальном режиме дня и правильном ритме питания как необходимых условиях здоровья, соблюдению которых нужно стремиться.
Так как одно из направлений моей работы воспитание и формирование здорового образа жизни, я ввела в свою работу 3-4 классах:
- «Дерево здоровья» для наглядной пропаганды здорового образа жизни. На это «Дерево» заносятся имена и фамилии ни разу не болевших учеников. По итогам года самые здоровые ученики получают награду, поощрение.
- сочинения о важности здоровья;
- рисунки по теме здоровья;
- проекты по теме здоровья;
2011 год
I Сущность проектной деятельности.
Особенности учебных проектов.
Нам всем слово проект в последнее время приходится слышать все чаще и чаще. Почти каждый день нам представляют новые проекты на телевидении, в образовании, медицине, организации разных сторон жизни и быта.
С целью более наглядной демонстрации сущности проектной деятельности можно предложить модель, которая получила название «черного ящика».
На входе в этот «ящик» формулируются определенные условия или требования к проектируемому предмету, а на «выходе» должен получиться строго определенный результат. Решение задачи это то неизвестное, что скрыто в «черном ящике» : конкретное устройство предмета, принцип его действия, материалы и способы их обработки, приемы работы. Поиск решения и составляет суть проектной деятельности.
При непроектном подходе человек действует или по памяти, повторяя хорошо заученные, известные способы работы, или путем проб и ошибок, без предварительного обдумывания тех связей, которые существуют между требованием и результатом задачи. При проектном подходе, напротив, прежде продумывается принцип устройства, взаимосвязи и взаимодействия его частей. В соответствии с этим определяется все остальное: форма, расположение и взаимодействие деталей, способы работы.
С целью внесения большей ясности в рассмотрение проблемы приведем сравнительный анализ учебной проектной деятельности школьников и профессиональный проект деятельности, осуществляемой специалистами в условиях реального производства, определим имеющиеся сходства и различия. Как отмечают исследователи, определенное сходство между ними есть, тем не менее - это два разных вида деятельности.
Сходство заключается в том, что в основе того или другого вида лежит одна и та же принципиальная модель. Эта модель определяет, что проектная деятельность субъекта будет в любом случае носить поисковый характер. Оно основывается на исследовательской работе, существенными чертами которой являются выдвижение гипотез и некоторые предварительные ответы на поставленную проблему. Гипотезы затем проверяются практическим путем.
Что касается различий, то они начинаются уже с целей. Профессиональная проектная деятельность нацелена на реальное решение производственных или научных проблем, заданных человеческой практикой. Проектная деятельность школьников имеет дидактический смысл. Она предназначена не для внесения изменений в реальную жизнь, а для изучения деятельности человека, а также для формирования у самих учащихся соответствующих способов деятельности (познавательной, творческой).
Решение школьных проектных задач не нацелено на получение таких объективно новых результатов, и потому открытия учащихся не имеют объективной ценности, это «открытия для себя». При этом «путь к открытию для себя психологически может быть не менее труден, чем та дорога, по которой идет настоящий конструктор».
Существуют также другие веские причины, по которым учебные проекты не могут рассматриваться по аналогии с полномасштабными проектами настоящих проектных коллективов: это возрастные закономерности развития младшего школьника.
Как известно, для каждой возрастной ступени характерны свои психические и социальные изменения, которые и определяют специфический ход развития личности в данный период. В младшем школьном возрасте наиболее заметные изменения отмечаются в сфере развития мышления. Следовательно, главным компонентом проектной деятельности в начальной школе должен быть именно интеллектуальный поиск. Центр тяжести поиска лежит в нахождении самой идеи конструкции, которая может сопровождаться несложными расчетами, эскизами, набросками.
Таким образом, главное отличие учебных проектов от профессиональных в том, что они являются исключительными по своей эффективности средством развития у школьников способностей к изобретательству, рационализаторству и творческой деятельности.
«Ядром» проектной деятельности является именно стадия мысленного решения поставленной задачи.
II.Организация проектной деятельности младших школьников.
Сегодня проектная деятельность учащихся – неотъемлемый атрибут их школьной жизни. И поэтому в своей работе большое внимание стала уделять технологии проектного обучения, обучению учащихся исследовательской деятельности, чтобы развивать у них активное познавательное отношение к действительности, максимально развить их задатки реализовывать их потенциал, способности и таланты.
Свои действия при реализации проектного метода могу охарактеризовать следующими словами:
· Помогаю ученику определить цель деятельности;
· Рекомендую источники получения информации;
· Раскрываю возможные формы деятельности;
· Создаю условия для активности детей;
· Являюсь партнером;
· Помогаю ученику оценить полученный результат.
Действие ученика можно оценить так:
· Определяет цель своей деятельности;
· Открывает новые знания;
· Экспериментирует;
· Выбирает пути решения возникающих проблем;
· Учится быть ответственным.
Придя в школу, дети младшего школьного возраста не готовы к исследовательской деятельности, недостаточно развиты у их необходимые качества и умения. У многих отсутствует познавательный интерес. Учителю важно найти предмет, явление или проблему, который может заинтересовать ребенка и которого он хочет исследовать. Поэтому учитель должен обучить детей специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательской деятельности; формировать у них способность ориентироваться в методах обработки полученных материалов.
Именно при работе над проектом дети учатся видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, корректно выражать свою точку зрения, доказывать верность своих идей, ориентироваться в способах добывания информации, развивается навык поиска информации.
Еще одним положительным моментом работы с проектами является то, что сюда можно привлекать родителей. Это способствует развитию отношений между детьми и их родителями, укрепляет связь родителей со школой. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей. А помощь советом, информацией, проявление заинтересованности очень важно.
Организовать деятельность ученика нужно на основе его личного опыта способностей и потребностей, учитывая его возрастные особенности интересы так, чтобы у ребенка постепенно и последовательно расширялась среда коммуникативного взаимодействия в процессе работы над проектом.
Целостный процесс выполнения учебного проекта включает в себя три взаимосвязанных этапа: подготовительный, исполнительский и итоговый.
Особое внимание следует обратить на подготовительный этап, на котором происходит формирование проектного замысла. На этом этапе ученики должны иметь возможность проанализировать уже существующие аналоги изделий, которые были раньше выполнены другими конструкторами, художниками, дизайнерами. Это отнюдь не означает. Что они настраиваются на копирование. Ведь все образцы исследуются, изучаются с учетом новых проектных требований. Используя эту базу, школьникам легче придумывать выдвигать собственные конструкторские и художественные идеи.
Исполнительский этап в учебных проектах является продолжением и неотъемлемой частью собственно проектной деятельности. На этом этапе выдвинутые умозрительные идеи проверяются практическим путем.
Когда работа полностью завершена, проводится итоговая оценка. Главная цель данного этапа проектной работы - аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели. Если проектная деятельность осуществляется в учебном процессе систематически, а не от случая к случаю. То и защита проектов станет частью дидактической системы и будет иметь деловой вид.
С первого класса вовлекаю детей в разработку, выполнение презентацию проектов. Вначале предлагаю детям более облегченные варианты.
В первом классе пропедевтическая работа ведется следующими средствами:
· Проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;
· кратковременными исследованиями-наблюдениями с описаниями.
Со второго класса ведется знакомство с теоретическими понятиями проектной исследовательской деятельности, таким как исследование, информация, знание.
Осуществление коллективных исследований по определенному плану, по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.
Например, учитель подводит учащихся к теме исследования «Наша школа».
Проблема: противоречие между потребностью и возможностью знать историю своей школы и отсутствием знаний по данной теме.
Цель: организовать поиск сведений, связанных с разными сторонами существования школы.
Задача: найти информацию об истории школы, сведения о кружках, изучить строение школы, ее окрестность.
Методы исследования: опрос, поиск литературы, наблюдение. С целью выполнения каждой задачи назначаются группы учащихся работающих по исследованию определенного направления. Учащиеся имеют возможность выбора наиболее интересной для них задачи.
Таким образом, в процессе осуществления исследования нарабатываются теоретические знания об исследовательской деятельности, происходит формирование соответствующих исследовательских умений, а также формируется дружный коллектив. Дети начинают свободно общаться друг с другом.
В 3 классе учащиеся продолжают знакомиться теорией исследования, структурой, методами исследований. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У 3-ов активность выше, больше интересных неординарных подходов и предложений в осуществлении проектно исследовательской деятельности.
Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющих знаний и умений.
В 4 –ом классе обобщаются полученные знания. Внимание уделяется умениям работать с источниками информации.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей. Из опыта применения проектной деятельности в своей работе хочу рассказать о нескольких проектах, в котором участвовали мои ученики и их родители. Так как я работаю по проблеме здоровьесберегающих технологий, я выбрала тему «Школа радости и здоровья». По разновидности этот проект относится к практико-ориентированному и исследовательскому, так как он нацелен на социальные интересы самих участников проекта, и по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждения полученных результатов. Важно тут отметить помощь родителей. В течение месяца они приносили нам готовые соки из шиповника, ягоды которые мы всем классом собрали осенью.
По духовно-нравственному направлению мы сделали проект «Устуу -Хурээ –жемчужина Тувы». Этот проект по разновидности относится к исследовательскому, информационному, творческому виду. Исследовательскому относится, так как проект по структуре напоминает научное исследование. Информационному относится, так как направлен на сбор информации о каком – то объекте, с целью анализа и обобщения и представления для широкой аудитории. Творческий потому что проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
По военно-патриотическому направлению сделали проект «Воины-добровольцы Дзун-Хемчикского кожууна». Этот проект относится к практико-ориетированному , исследовательскому, информационному, творческому виду. Здесь хочется только отметить то, что участники проекта и сами ребята, которые защищали данный проект стали лауреатами Республиканского конкурса «Моя Победа», который проведен в честь 65-летия Великой Победы. И мне как руководителю проекта председатель правительства вручил благодарность за подготовку самых маленьких лауреатов.
По сплочению классного коллектива (социализации)по окончанию начальной школы мои учащиеся сами сделали ролевой проект. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли персонажей самого проекта. Учащиеся сами теперь делают вывод, что и какое событие в жизни класса для них оставил неизгладимый след.
Отсюда можно сделать вывод, что любой проект – исследовательский точно так же как любой творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников, того или иного проекта.
Если школьнику в процессе выполнения проекта захочется взять в руки книги, альбомы и повнимательнее рассмотреть то, что уже знакомо, то это можно считать особо ценным достижением в его учебной деятельности.
Подводя итог, отметим еще раз, что проектная деятельность школьников должна быть нацелена на формирование у школьников творчества, способностей к изобретательству и рационализаторству. Следовательно, при ее организации главное внимание следует уделить наиболее существенной части - мысленному прогнозированию, составлению замысла в соответствии с поставленной целью.
Использованная литература
1.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся //Москва 2009.
2.Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся//Москва 2008.
3.Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» 2008 год.