Цель:
1. Повторить и закрепить слова па вопросы, какой? какая? какое?
2. Воспитывать любовь к красоте слова, чувства прекрасного.
3. Развивать память, мышление.
Оформление: перфокарты, картины о зиме.
Ход урока
Учитель - У нас сегодня много гостей. Давайте поприветствуем их. Все встали ровно и
красиво. Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Закройте глаза. Расслабьте лоб, брови,
опустите веки. Расслабьте щеки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног.
Ваши ноги и руки теплеют. Дыхание ровное. Вы гуляете в лесу, ярко светит солнышко,
поют птицы. У вас хорошее настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание,
Я буду считать до пяти. Когда я скажу 5, вы откроете глаза 1.2.3.4.5.
Учитель - Ребята, я загадаю вам загадки, а вы подумайте хорошенько и отгадайте.
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник
Он узоры на окне. Мороз
Тройка-тройка прилетела Скакуны в той тройке белы А в санях сидит царица Как махнула рукавом Все покрылось серебром. Зима
- Молодцы! Вы правильно отгадали загадки. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- О зиме.
- Правильно. Мы сегодня проведем урок развития речи. Будем говорить а зиме, составим рассказ по картине, наряжать новогоднюю елку. Но, чтобы нарядить эту елку мы должны выполнить задания птиц. Они принесли елочные игрушки. А просто так нам они не отдадут. У каждой птицы есть задание.
Кто это ребята. (Голубь)
Голубь у вис спрашивает:
- Вам нравится зима? Назовите зимние месяцы. А какой сейчас месяц. Скажите, какой месяц зимы вам нравится?
Задание синицы: Игра «Что лишнее».
- А теперь посмотрите на эту картину. Угадайте что здесь лишнее? А почему? П.ч. это вещи для зимних игр.
А какие зимние игры вы знаете? Верно.
Дятел. Задание дятла¦
- Ребята, посмотрите на эту картину.
Какое время года на картине? Как одета Лена? Как одет Вася?
Почему зимой надо тепло одеваться?
Снегирь
- Посмотрите на эту картину.
Куда дети пришли? Назови имена детей.
Что делает Марина? (Марина угощает семечками снегирей и синичек).
Почему птицы не боятся Марины? Что любят птицы?
Почему зимой птицы голодные? (П. ч. снег покрыл землю. Трудно птицам искать корм под снегом.
Что принесли Аяс и Начын белочкам? (орехи) А что маленький Дима. делает с мамой? (Кормят голубей и ворон). (Белочки и птицы привыкли к ребятам и не боятся их).
Как вы думаете, дети поступают хорошо? Какие они? (Добрые, заботливые, трудолюбивые) А вы кормите птиц?
Мы должны помочь птицам пережить холодное время года. Как мы назовем эту картину? Составьте рассказ по этой картине.
- Молодцы мы почти, что нарядили эту елочку. А тут кого- то не хватает, не так ли, ребята?
Воробей
- А чтобы узнать, кого тут не хватает, мы должны прочитать рассказ « Наша елка» на стр.89.
Словарная работа: нарядили елку, вверху, внизу, водят хоровод, хор, пушистая елка, раздает подарки, хлопают в ладоши, бусы. Чтение текста учителем.
- Есть ли непонятные для вас слова? Чтение детьми про себя.
-Откуда привезли елку? -Какая елка?
- Что повесили на елку дети? .... _
- Кто повесил на елку самолет?
- Кого посадила на елку Надя?
- Кто стояч под елкой? Что делает Нина и Аяс?
А мы умеем петь хором, ребята? Физминутка.
А теперь постараемся пересказать рассказ по этому плану.
Пересказ по плану.
В школу привезли елку.
Дети повесили на елку игрушки.
Задание вороны.
- У вас на партах карточки. Вы должны прочитать и подчеркнуть только зимние слова. Лед, иней, мороз, снег, Снегурочка, Дед Мороз, коньки, лыжи, Снеговик.
- Какие птицы сегодня нам задания задавали, назовите? Ворона, синица, дятел, синица, снегирь, голубь.
- Что объединяет этих птиц? ( Они остаются на зиму).
Вот такую елку мы нарядили ребята. Вот и Дед Мороз и Снегурочка.------------- —--------------
Дед Мороз и Снегурочка желают вам в новом году учиться только на пятерки и четверки, и помогать всем кто нуждается в вашей помощи. Итог урока.
- За активность и хорошую работу я ставлю оценки следующим.
Домашнее задание. Пересказ текста. И написать новогоднее пожелание другу или подруге.
Тема: Ребячьи дела зимой.
Цель: развитие "умения передавать текст по содержанию. Воспитание любви к природе Ход урока:
-У нас сегодня много гостей. Давайте поприветствуем их. Все встали ровно и красиво Аутогенная тренировка, (упражнении на расслабление мышц и снятие зажимов) -Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслаб щеки, губы, мышцы шеи плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши ноги и руки теплеют. Дыхание ровное, свободное спокойное.
Вы гуляете в лесу, ярко светит солнышко, поют птицы. У вас очень хорошее настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до пяти. Когда я скажу, пять вы откроете глаза.1.2.3.4.5. Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в гости к птицам. И неважно, что некоторые птицы живут в лесу, некоторые в поле, а другие-нА болоте или в горах. Всех пернатых друзей мы собрали у себя в гостях в классе. И они очень рады этому. Они очень красиво поют свои песенки. Сегодня мы с ними поближе познакомимся и узнаем, как и почему птицы получили свои названия. Разговорная минутка. -Ребята, а какое сейчас время года? -Зима, какая?
-Что лежит на улице? Где лежит снег? -Назовите зимние месяцы. -Сколько месяцев в году?
-После зимы, какое время года придет?
-В какие игры вы играете зимой?
-Вот вы поиграли и пойдете домой. Дома вас ждут, дома тепло, много еды. Вы отдыхаете, едите что хотите, а кто живет на улице? -Как им живется на улице? Работа с книгой.
-Сейчас мы с вами прочитаем рассказ «Ребячьи дела зимой» Словарная работа.
Верный, спасают, поклюют, досыта, крошки, Воробьи синицы, голуби снегири. Слова для правильного произношения:
Голодно птицам. спасают птиц, поклюют досыта, семечки ягоды рябины, воробьи.
Чтение текста учителем.
Есть ли непонятные для вас слова?
Чтение детьми про себя.
Чтение детьми вслух.
Анализ текста и определение его основной мысли.
-Какое время года наступило?
-Что покрыло землю?
-Зимой птицам хорошо?
-Кто спасает птиц?
- Что сделали ребята?
-А какое меню в птичьей столовой?
-Куда спешат птицы?
-А еще чем молено кормить птиц?
Физминутка
$
Пересказ по плану.
1. Наступила зима.
2. Птицы зимой.
3. Друзья птиц
4. Птичьи столовые.
Закрепление.
Дополнение прочитанного из текста своими мыслями. Сообщение учащихся о птичьих именах.
1-ый ученик:-Многие птицы сами себя назвали. Это кукушка. Ее назвали так, потому что она кукует: ку-ку,ку-ку,ку-ку. Чехи называют ее кукачка,болгары-кукувица, немцы- кукук, французы-куку, испанцы- кук
2-ой ученик: - На болоте живет птица с длинным клювом. Она кричит куу-лик,куу-лик .И всем понятно как ее зовут. * " -
3-ий ученик - Птица пищуха издает тонкий писк.
4-тый ученик. - А вот горихвостку так назвали за интересный красный хвост, он все время подрагивает, и кажется ,что хвост горит. 5тый ученик-У клестов клюв как будто клещи.
6-той ученик-Береговушки роют норушки-гнезда в высоком берегу реки.
7-ой ученик -Снегирь прилетает к нам вместе со снегом.Он не боится мороза.
8-ой ученик-Воробьи.Они любят семечки,и зерно,и ягоды.Они воруют выращенные зерна.
-вора бей! Вора бей .'-кричали люди .Отсюда и название- воробей.
9-ый ученик.-А это ворона
Вор она! ,вор она! - кричали люди Отсюда название ворона.
10-ый ученик -Это сорока -белобока. По бокам перышки у нее белые. Головка, крылья, хвост, черные. Очень нарядная птица. И она вечно кричит ссориться- отсюда и название- сорока.
Учитель: -Да, не очень повезло с названиями воробью и вороне. Как вы думаете ,ребята, они воры?
Хоть они и съедают зимой у людей зернышки, но летом они сберегут тонны урожая от
вредных насекомых.
Работа с карточками. Кукушка------ чирикает
Ворона------- стрекочет
Сорока.......... каркает
Петух........... кукует
Воробей----- кукарекает
Задание: указать стрелочкой ,кто как подает голос.
Рыбе -вода, птице- воздух, зверю -лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу -значит охранять Родину.
Ребята, а как мы будем охранять природу?(Давать птицам корм, не трогать птичьи
яйца, не ловить птиц, помогать зимой когда им холодно голодно).
Дома сделайте кормушки. Это буде ваш огромный вклад в охрану родной природы.
Подведение итога урока.
Кадыкшылга кичээли.
Кан-кадык болурунун чажыттары.
Тема Улелгени хынаары.
Сорулгазы: улелгени хынап билирин ооредири; математиканы амыдыралга ажыктыын билиндирери; улелге ковудедилгени хынап ооредири; кан-кадык болурун кижизидери.
Кичээлдин дерии: кадыкшылга схемазы;
карточкалар;
аас-биле саналгага чижектер;
карактын шимчээшкининге ажыглаар схемалар.
Кичээлдин чорудуу
- Бо хун кичээливис онзагай кичээл. Кадыкшылды канчаар камнап алырынын чажыттарын билип алыр бис. Улелге, ковудедеилгени хынап ооренип алыр бис. Эн-не дурген санаар санакчыны билип алыр бис.
Аас-биле саналга.
1.Кадыкшылды быжыглап, камнаарынга ужур-дузалыг бодалгалар бодаары .
1.Айдаана.
- Нинанын дензизи 6 харлыг турда 28 кг турган , а 12 харлыында 36 кг апарган. Нинанын дензизи каш кг оскерилгенил? Кижинин дензизи чуге оскерлирил? Кижинин кадыынга зензизи кандыг хамаарылгалыгыл?
- Кижи озерге дензизи база оскерлип турар боор. Кадык кижинин узуну биле дензизи дугжуп турар боор ужурлуг. (Эмин эрттир арган болза ол база эки эвес, а эмин эрттир семис борга езулуг кадыка хоралыг).
2.Рамиль.
- Куску дыштанылга 5 хонук, кышкы дыштанылга кускузунден 7 хонук узун, а часкы дыштанылга кышкызындан 4 хонук кыска болур. Кышкы болгаш часкы дыштанылга каш хонук ургулчулээрил? Кадыкка дыштанылганын ажыы кандыгыл?
- Кижи дыштанмайн ажылдап-ла турар болза кадыы баскырап аарып болур.
Дыштанылга кижилерге кончуг ажыктыг. Дыштанган кижинин куш-шыдалы немежир, угааны дурген ажылдаар.
3. Арат.
- Кижи 10 харлыынга чедир ортумаа-биле 100 литр сутту ижиптер, а сугну оон 2 катап хойну ижер. Сутке бодаарга сугну кижи чеже литрни ижиптерил? Ижер суг дугайында чуну билир силер?
- Ижер суг хайындырып каан болур. Хирлиг суг ижип болбас. Чуге дизе ында каракка козулбес хоралыг микробтар хой. Олар янзы-буру ижин аарыгларын тывылдырып болур.
4.Аржаана.
Петя, Маша, Саша денге каша чип эгелээннер. Петя кашазын 5 минут иштинде тондур чиптерге а Маша кашазын 3 минут оожум чигген, а Саша кашазын Петядан 1 минут мурнай чипкен? Кашаны кым мурнай чиггенил? Кашалар кижиге кандыг ажыктыгыл?
- Кашаларда кижиге херек янзы-буру витаминнер бар. Олар кижинин озулдезинге кончуг улуг ажыктыг.
- Ынак кашаларынарны адап корунерем.( рис, перловка, гречка….)
5. Аганак.
Хулумхуруурге арыннын 18 шынганнары киржип турар. А хорадаарга оон 25 шынган хой ажылдаар. Хорадап чоруур болзувусса арыннын каш шынганы шимчеп ажылдап турар-дыр? Кижиге хулумзуруг херек бе? Чуге?
- Хулумзуруг кижинин арнын каастап чоруур. Х0орадап чоруур кижини коорге чараш эвес боор. Кижинин арнынын шынганнарындан кандыг настроениелиг турарын били пап болур. Хулумзуруп ооруп чоруур кижи-биле кандыг-даа кижи харылзажып чугаалажыксай бээр.
6. Долчанмаа.
- Хонук дургузунда чурек 8 шак соп ажылдаар, а дыштаныры 2 каттап хой. Хонук дургузунда чурек каш шак дыштаныр-дыр? Чурек кандыг ажылды кылып турарыл? Чуректин шын ажылдаарынга чуу хоралыгыл. (оореникчилернин харыыларын дыннааш, сайгарар).
Туннел. Кадык болурунун кандыг чажыттарын билип алдынар?
2.Чаа материалдын тайылбыры.
78:3 канчаар улеп болурунун аргазы барыл?
(78 ти кайызы –даа ушке улеттинер кулдыр ийи каттыныгнын тунунге чарып алыр. Ол 60 биле 18. Саннарны тус-тузунда 3 ке улээр).
Улелгени ковудедилге биле хынаар.
Унуп келген онаашкын 26ны улекчи 3кековудедир. Унуп келген туненлин улеттиниг-биле деннээр. Бир эвес ол саннар ден болза улелге шын куусеттинген болур.
3.Физминутка. Карактарга сула шимчээшкиннер кылыры.
4.Быжыглаашкын.
Чижек №1 арын 106.
- Кадык- чаагай амыдыралдын ундезин дозу кайыын унуп турарыл, уруглар?
(Шын чемнениринден, шимчээшкиннерден, настроениезинден, уе аайы-биле шын кеттинип билиринден , хоралыг багай чанчылдардан бодун чагырып билиринден хамааржыр).
5Туннел. Онаалга бээри.
- Кичээл силерге ажыктыг болду бе? Чуну билип алдынар?
Шуптунарга эки настроениени, кан-кадыкты кузедим.